Размышлять, рассуждать, разуметь, вычислять

Автор: Юрина А.А.
Просмотров: 15789

Аннотация

В докладе обсуждаются важные для методологии науки вопросы, связанные с переходом от одной научной парадигмы к другой, демонстрируется преемственность оснований научных парадигм.

Описываются методы определения собственного времени инструментально неизмеримых систем и процессов (мировоззренческих, социальных, культурных, экономических, политических и ряда др.), анализа и прогнозирования самоорганизации, саморегуляции и самоизменения сверхсложных слабоформализованных открытых адаптивных систем и процессов в кратно-, средне- и долгосрочной перспективе.

Излагаются подходы к построению модели науки, базирующейся на предмет-функционально-финальной сравнительной познавательной установке. Дается определение стиля математического мышления, описываются принципы внутренней организации сравнительных познавательных установок, условий самоорганизации, саморегуляции и самоизменения познавательных установок, исторических и социокультурных оснований их трансформации.

В заключение доклада демонстрируются когнитивные карты, с помощью которых можно осуществлять диагностику устойчивых детерминант мышления и поведения человека, прогнозировать возрастные изменения в мышлении и поведении, определять механизмы урегулирования межличностных конфликтов с учетом особенностей мышления и поведения людей.


Персоналии: Пифагор, Платон, Аристотель, Р.Декарт, И.Кант, А.Н.Уайтхед, А.Ф.Лосев, Э.Зильберман, В.А.Куприянов, А.Г.Барабашев, А.П.Левич, Т.Парсонс, В.А.Лефевр,

 

Рис. – 2.

Глоссарий.

Библ. – 37.



The summary


In the report the questions connected to transition from one scientific paradigm to another are discussed important for methodology of a science the continuity of the bases scientific paradigm is demonstrated.

The methods of definition of own time of tool immeasurable systems and processes (world view, social, cultural, economic, political and a number of other), analysis and forecasting of self-organizing, self-regulating and self-change of super complex poorly formalized open adaptive systems and processes in multiply, middle and long-term prospect are described.

The approaches to construction of model of a science basing subject-function-final comparative cognition’s installation are stated. The definition of style of mathematical thinking is given, the principles of internal organization comparative cognition’s installations, conditions of self-organizing, self-regulating and self-change of cognition’s installations, historical and social-cultural bases of their transformation are described.

In conclusion of the report are demonstrated of the cognition’s card, with which help it is possible to carry out diagnostics a steady determinant of thinking and behavior of the man to predict age changes in thinking and behavior, to determine mechanisms of settlement of the interpersonal conflicts in view of features of thinking and behavior of the people.


Pic. – 2.

Glos.

Bibl – 37.

 


  "В науке о поведении положение сейчас таково, что накоплено огромное количество фактов и эмпирических закономерностей. Многие из них даже выражены в математической форме. Несмотря на это, теория – в том строгом смысле, в каком понимается это слово в точных науках, - отсутствует. Иначе говоря, эти закономерности существуют разрозненно, они не образуют системы, не связаны друг с другом логически, не выводятся друг из друга или из каких-то более общих принципов. Короче говоря, есть знание, но нет понимания, понимания того, почему этот закон выглядит так, а не иначе. И если закон должен объяснять факты, то теория призвана объяснить сами законы".

А.Г.Голицин, В.М.Петров. Гармония и алгебра живого.

 
 
  "Все в окружающем физическом мире зависит от измерения; этот мир не существует до выполнения измерения".

Б.Паркер. Мечта Эйнштейна





Глоссарий


Научная парадигма (гр. paradeigma – пример, образец) в данной работе трактуется так, как это принято в отечественной философии. Под научной парадигмой понимается совокупность убеждений, ценностей и технических средств, характерных для научного сообщества и обеспечивающих существование научной традиции [Черняк В.С. Парадигма // Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. C.411.].

 

Прегензия (prehensionангл.) – термин, использованный А.Н.Уайтхедом, переведенный М.А.Кисселем как "схватывание". По признанию Кисселя, это не самый удачный вариант перевода, поскольку "в самой природе прегензии заложена "биполярность". Мы используем термин "прегензия" для обозначения взаимосвязи или взаимодействия, или взаимоотношения, или соединения, или сцепления, или взаимного проникновения (диффузии) разных вещей, ведущих к образованию гетерогенной системы как единого целого.

 

Сравнительная познавательная установка понятие, введенное А.Г.Барабашевым – совокупность принципов познания реальности, принадлежащих культуре и тесно связанных с историческим временем (эпохой) [Барабашев А.Г. О прогнозировании развития математики посредством анализа формальных структур познавательных установок. Стили в математике: социокультурная философия математики / Под ред. А.Г.Барабашева. – СПб.: РХГИ, 1999. – 552 с. С.463-482.]. Сравнительная познавательная установка определяется четырьмя когнитивными вопросами: что с чем сравнивается, зачем, как (каким образом) и почему?

 

Стиль математического мышления совокупность наиболее употребляемых в ходе рассуждения функций, категорий, понятий, логических и математических операций и отношений, доминирующие методы мышления и средства познания действительности, приемы использования понятий и категорий математики для выражения тех или иных идей, мыслей, для конструирования различных математических моделей реальности.

 

Экстремальный принцип – количественное выражение идеи об оптимальности всего сущего, об экономии, присущей всем системам и процессам. В физике эта идея уже давно получила выражение в форме принципа наименьшего действия mvs=min, экономии энергии и др. Сформулировать универсальный принцип организации систем и процессов разной природы долгое время не удавалось.

 

Экстремальные задачи – задачи, заключающиеся в отыскании наибольшего или наименьшего значения какой-либо числовой функции, заданной какой-либо математической структурой.

 

 

Библиография

1.      Барабашев А.Г. О прогнозировании развития математики посредством анализа формальных структур познавательных установок. Стили в математике: социокультурная философия математики / Под ред. А.Г.Барабашева. – СПб.: РХГИ, 1999. – 552 с. С.463-482.

2.      Декарт Р. Страсти души / Избранные произведения. – М.: АН СССР. Ин-т философии, 1950. С. 593-700.

3.      Зильберман Э. К пониманию культурных традиций через типы мышления. Антология гнозиса. Т. 1. – СПб.: Изд. дом "Медуза", 1994. С.44-64.

4.      Кант И. Соч. В 8-ми т. Т. 3. – М.: Чоро, 1994.

5.      Куприянов В.А., Юрина А.А. Пространственно-временная организация множеств с точки зрения целостности систем. Известия ТулГУ. Серия: Математика. Механика. Информатика. Том 5. Выпуск 3. Информатика. – Тула: ТулГУ, 1999. С.80-87.

6.      Куприянов В.А., Юрина А.А. Принцип относительности классической и неклассических модальных логик. Известия ТулГУ. Серия: Математика. Механика. Информатика. Том 5. Выпуск 3. Информатика. – Тула: ТулГУ, 1999. С.88-93.

7.      Куприянов В.А., Юрина А.А. Концептуализация знания и трансформация смысла (когнитивный подход). Известия ТулГУ. Серия: Математика. Механика. Информатика. Том 5. Выпуск 3. Информатика. – Тула: ТулГУ, 1999. С.94-99.

8.      Куприянов В.А. Антропоморфизм метаболического времени и пространства. Известия ТулГУ. Серия: Математика. Механика. Информатика. Том 6. Выпуск 3. Информатика. – Тула: ТулГУ, 2000. С.83-87.

9.      Куприянов В.А. Философия математики и математика философии как основания информатики. Известия ТулГУ. Серия: Математика. Механика. Информатика. Том 8. Выпуск 3. Информатика. – Тула: ТулГУ, 2002. С.71-78.

10.   Куприянов В.А. К вопросу о логическом парадоксе и началах математики / Современные проблемы математики, механики, информатики: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Тула: ТулГУ, 2000. – 204 с. С.156-160.

11.   Куприянов В.А. Моделирование функционирования социальных систем / Современные проблемы математики, механики, информатики: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Тула: ТулГУ, 2001. – 212 с. С.156-164.

12.   Куприянов В.А., Юрина А.А. О согласовании времени классической механики и специальной теории относительности / Современные проблемы математики, механики, информатики: Тезисы докладов Международной научной конференции. Тула: ТулГУ, 2003. – 370 с. С.303-305.

13.   Куприянов В.А. К вопросу о конструировании теоретико-множественной модели режимов управления коллективным поведением / Современные проблемы математики, механики, информатики: Тезисы докладов Международной научной конференции. Тула: ТулГУ, 2004. – 212 с. С.179-181.

14.   Куприянов В.А. О теоретико-методологических и научно-теоретических основаниях проектирования системы стратегического программно-целевого управления, базирующейся на учете влияния социокультурного фактора / Вторая Всероссийская научно-практическая конференция "Информационно-аналитическое обеспечение стратегического управления: теория и практика" – 19-20 мая2005 г., Москва, ИНИОН РАН.

15.   Куприянов В.А. Социокультурные детерминанты реформирования России, США, Франции и Германии с 1985 по 2011 гг./ Научно-практ. конф. "Социальные реформы в современной России" – 10-11 окт. 2005 г., Москва, ИНИОН РАН.

16.   Куприянов В.А. Социокультурные детерминанты мышления и поведения молодежи/ Вторая Всероссийская научно-практическая конференция "Молодежь и будущая Россия" – 22-23 нояб. 2005 г., Москва, ИНИОН РАН.

17.   Куприянов В.А. О процессе самоизменения политических режимов и его динамике (методологический и прагматический аспект) / VI Международная научная конференция Россия: тенденции и перспективы развития – 16-17 дек. 2005 г., Москва, ИНИОН РАН.

18.   Левич А.П. Метаболическое время естественных систем. // Системные исследования. Методология, проблемы. Ежегодн., 1988. - М: Наука, 1989, с. 304-325.

19.  Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души: [Ст. из США] // Вопр. философии. - 1990. - №7. С.25-31.

20.  Лефевр В.А. “Непостижимая” эффективность математики в исследованиях человеческой рефлексии: [Интервью с психологом В.А.Лефевром / Записала Н.И.Кузнецова] // Вопр. философии. - 1990. - №7. С.51-58.

21.  Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии // Современная западная теоретическая социология. Толкотт Парсонс. М.: ИНИОН РАН, 1994.

22.  Юрина А.А. Метаболическое время как отношения динамического порядка на множестве событий и метрик. Известия ТулГУ. Серия: Математика. Механика. Информатика. Том 6. Выпуск 3. Информатика. – Тула: ТулГУ, 2000. С.173-186.

23.   Юрина А.А. Принципы организации скрытых параметров и модальных характеристик социокультурного пространства и подходы к построению его логико-математической модели. Известия ТулГУ. Серия: Математика. Механика. Информатика. Том 7. Выпуск 3. Информатика. – Тула: ТулГУ, 2001. С.162-177.

24.   Юрина А.А. Об организации тезауруса теории формализации и о метрике метаболизма концепта научной парадигмы. Известия ТулГУ. Серия: Математика. Механика. Информатика. Том 8. Выпуск 3. Информатика. – Тула: ТулГУ, 2002. С.134-147.

25.   Юрина А.А. О принципах формализации научной парадигмы. Известия ТулГУ. Серия: Вычислительная техника. Автоматика. Управление. – Тула: ТулГУ, 2002. С.53-63.

26.   Юрина А.А., Куприянов В.А. Антропология математики как подход к началам рациональности / Прикладная математика – 99: Тезисы докладов юбилейной научно-практической конференции. Тула: ТулГУ, 1999. – 168 с. С.163-165.

27.   Юрина А.А. Логические условия цикличности трансформаций категорических суждений / Современные проблемы математики, механики, информатики: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Тула: ТулГУ, 2000. – 204 с. С.194-199.

28.   Юрина А.А. Моделирование пространственно-временного континуума слабоформализованных систем и процессов / Современные проблемы математики, механики, информатики: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Тула: ТулГУ, 2001. – 212 с. С.187-193.

29.   Юрина А.А. Опыт рефлексии принципов организации слабоформализованных систем и процессов путем реконструкции картины мира античной философии / Современные проблемы математики, механики, информатики: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Тула: ТулГУ, 2001. – 212 с. С.194-199.

30.   Юрина А.А. Шкалирование и метризация процессов самоизменения сверхсложных открытых систем / Современные проблемы математики, механики, информатики: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. Тула: ТулГУ, 2002. – 256 с. С.241-244.

31.   Юрина А.А. Метризация собственного времени социальных систем социальных институтов и социальных процессов / Современные проблемы математики, механики, информатики: Тезисы докладов Международной научной конференции. Тула: ТулГУ, 2003. – 370 с. С.351-354.

32.   Юрина А.А. К вопросу о конструировании теоретико-множественной модели социокультурных трансформаций общества / Современные проблемы математики, механики, информатики: Тезисы докладов Международной научной конференции. Тула: ТулГУ, 2004. – 212 с. С.198-202.

33.   Юрина А.А. Альтернативные принципы формирования оптимальных стратегий программно-целевого управления ресурсами / Вторая Всероссийская научно-практическая конференция "Информационно-аналитическое обеспечение стратегического управления: теория и практика" – 19-20 мая2005 г., Москва, ИНИОН РАН.

34.   Юрина А.А. О взаимосвязи социокультурных и экономических трансформаций и об особенностях диффузии в технологической системе / Научно-практ. конф. "Социальные реформы в современной России" – 10-11 окт. 2005 г., Москва, ИНИОН РАН.

35.   Юрина А.А. Об основаниях метаязыка метатеории социальных и гуманитарных наук / V Международный научно-практический симпозиум "Рефлексивные процессы и управление" - 11-13 окт. 2005 г., Москва ИФ РАН.

36.   Юрина А.А. Возрастная стратификация и социокультурные механизмы взаимосвязи поколений / Вторая Всероссийская научно-практическая конференция "Молодежь и будущая Россия" – 22-23 нояб. 2005 г., Москва, ИНИОН РАН.

37.   Юрина А.А. О синхронизации социокультурных трансформаций в экономике, науке, в образовании и о цикличности реформ государственного управления / VI Международная научная конференция Россия: тенденции и перспективы развития – 16-17 дек. 2005 г., Москва, ИНИОН РАН.