КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕТЕЙ
Материалы встречи 11.11.2016 (см. также презентацию «Восточный вектор. Общественная сетевая платформа»).
- СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ.
Сначала было слово?
Трудно точно назвать дату, когда впервые было сформулировано определение такого явления как "новая нормальность".
Авторитетный лондонский Economist ссылается на политический словарь, в котором в 1968 г. У.Сайфир (William Safire) опубликовал со ссылкой на президентскую компанию У.Гардинга ещё в годы I-й мировой войны, выражение нормальность (normalcy).
Затем, по мнению того же журнала, это выражение было использовано в коммюнике лидеров G-20 на саммите в Питсбурге в сентябре 2009 г., а его распространение связывает с активностью Мохамеда Эль-Эриана, одного из руководителей компании PIMCO (Public Investment Management Company, Калифорния, США), управляющей крупнейшим в мире ПИФом [1].
Бывает, что когда складываются определенные условия. некоторые понятия становятся объясняющими и ориентирующими и начинают активно использоваться в практике.
Категория новая нормальность (New Normal) обрела популярность на фоне мирового финансового кризиса, обозначившегося в 2008 г. Несмотря на регулярно повторявшиеся его предсказания, (Нуриэль Рубини был одним из тех, кто обещал это чаще других, что и помогло попасть в точку), кризис, как всегда, оказался неожиданным, особенно по сравнению с предшествующим длительным периодом экономического подъёма.
А.Улюкаев в начале 2012г. , тогда - первый Заместитель Председателя Центрального Банка РФ, признался: "Мне очень нравится термин (не могу сказать, кому принадлежит его авторство) "новая нормальность". Действительно, начиная с 2008 года, глобальная экономика вошла в принципиально иную фазу"[3].
Он суммировал своё понимание явления, которое принято называть новой нормальностью, в трех основных позициях.
- Это снижение темпов мирового экономического роста,
- высокая волатильность на всех товарных и денежных рынках
- и снижение эффективности традиционной государственной политики, (ду фискальные, монетарные инструменты и стимулы).
Фарид Закариа с присущей ему саркастичностью и одновременно неприязнью к Западу так определил сложившуюся ситуацию: "Рост "остальных", как когда-то это было названо, изменяет богатый мир, нравится ему это или нет"[6]. Запад породил глобализацию Глобализация породила Китай. Ф.Закариа использовал построение мирового хозяйства по принципу "Запад и остальные" (The West and the Rest), мелькавшее в публикациях ОЭСР лет десять назад, применив его к сегодняшнему дню.
Примерная суть новой нормальности, если исходить из разных подходов, подкупает своей простотой: "Экономика не восстанавливается после кризиса в привычной (нормальной) циклической последовательности"
По сути, государства теряют рычаги воздействия на экономическое состояние своих стран.
- Проблемы новой реальности
Термин «новая нормальность» получил распространение потому, что под него можно подверстать все изменения, происходящие в мировой экономике. В той или иной мере они связаны с текущим положением, когда самой распространенной характеристикой стало определение ситуации в целом как кризисной.
Как новая нормальность связана с глобализации?
Глоболизация существенно повлияла на развивающиеся страны, способствуя их индустриализации и частично модернизации, хотя и не всех.
Эти процессы расширения и переплетения производственных, торговых, научно-технических связей в мировом хозяйстве сопровождались демонстрационным эффектом, усилившим взаимодействие не только по схеме Север-Юг, но в ещё большей степени Юг- Юг.
Однако было бы ошибкой не учитывать сохраняющиеся в странах Юга элементы архаики в экономике и особенно социуме, которые имеют обыкновение усиливаться в кризисные, следовательно, трудные периоды.
Термин «новая нормальность», претендуя на новизну, не предлагает попыток объяснить, что происходит в мировом экономическом организме, не новых решений. Симптомы болезни есть, но нет диагноза, позволяющего учесть все или хотя бы основные сдвиги, накопившиеся в глобальном обществе и отличающиеся высоким динамизмом взаимовлияния
Представляется, что основной вопрос, «новой нормальности» — насколько применимы в современных реалиях мирового хозяйства и социумв в целом модели, разработанные в прошлом веке?
- Новая нормальность. Это что?
В чем признаки новой нормальности эпохи глобализма?
Каковы ее признаки?
ВСЕОХВАТНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ
- Глобальная унификация социального времени
- Двойственность социального пространства (глоболокализация)
«СЖАТИЕ» ПРОСТРАНСТВА
- Изоморфизм глобального и локального
- «Сокращение» географических дистанций
- Завоевание и подчинение социального пространства унифицированными глобальными процессами
- Насыщение и перерождение Социального пространствагоризонтальная сетевая структура (М.Кастельс)
- Горизонтальная мобильность и «взаимное равнодушие» уровней социальной структуры
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Нарастание стремление к примордиальности культуры (Первоначальный, основной, генетически присущи. ) При этом порождение множественности культурных гибридов
- Виртуализация социальной жизни
- Доминирование виртуальной сферы производства над материальной сферой
- Принцип гибридизации (искусственной композиции виртуальных продуктов)
- Композитные продукты (снижение значимости «чистого продукта»)
- Короткий период полураспада культурных гибридов
ГЛОБАЛИЗАЦИОННАЯ культурная МАТРИЦА
- Глобализируется только формы культурных феноменов, «цифровая форма» Дж.Рицер «Глобализация и пустота», 2004 (Globalization of Nothing)
- Содержание наполняется локальным
- Оцифровка социальных процессов
- Любой цифровой процесс становится виртуальным и мобильным по принципу «в любое время в любом месте»
- Все социальные процессы приобретают форму ЦИФРОВОЙ, МОБИЛЬНЫЙ, ВИРТУАЛЬНЫЙ
ЭКОНОМИКА
Макдональдизация глобальной экономики
(по Дж.Ритцеру)
- Efficiency (эффективность- то, что не продается, то не производится, если произведено и не продается, то уходит в эксклюзив или гибнет)
- Calculability (цифровые технологии- все процессы становятся цифровыми, во всем используются высокие технологии и вычислительные методы)
- Predictability (предсказуемость)
- Control through Nonhuman Technologies (все управляется технологией, все деперсонифицированно)
КЛЕТОЧНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ это
- Глобализацияизнутри (У.Бек)—globalization from within
- Глобализационные процессы на микроуровне, идущие не сверху, а проявляющиеся снизу
- Клеточный уровень микропрактик и повседневности
ГЛОБАЛЬНОЕ-ЛОКАЛЬНОЕ Двойственность социального пространства (глоболокализация)
- Проникновение глобализации в глубины микроструктур общества
- Возникновение новых смыслов (привычки, обычаи, местные сообщества)
- Главенствующее значение горизонтальных уровней
КАК ВЫГЛЯДИТ ГЛОБОЛОКАЛИЗАЦИЯ?
Мир становится глобальной деревней.
Расстояния сжались. Каждый может встретиться с каждым. Он лайн . Оф-лайн.
Разнообразие и субъектность сжалось на территории глобальной деревни. И проросло в каждой реальной деревне.
Город как коммуникационно-транспортная сущность перестает играть свою роль .
И в глобальной и в локальной деревнях одинаково надо строить отношения с соседом с соседом.
Мало коммуницировать. Надо общаться.
Надо понять другого и как жить с ним.
Смыслопонимание и обмен культурными кодами.
В основе глоболокализации -
Горизонтальность, гетерогенность, коммуникационная сообщаемость= неустойчивость и динамичность социальных структур.
Порождение глоболокальных узлов, клеток
Развитие связей между глобальными локациями.
Это Сеть.
- КАК СТАРАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ СМЕНЯЕТСЯ НОВОЙ?
НОРМАЛЬНОСТЬ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
Габитус. Парадигма. Эпистема
Практика социального актора. Габитус . По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретенных предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов. Поступки индивида в неожиданной ситуации определяются характером его предрасположенностей обретенных им в ходе социализации.
Социально-рефлексивная практика. Парадигма (Т.Кун) «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» (Т. Кун)
Цикл смены парадигм
- Нормальная наука: каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей (на тот момент) теории.
- Экстраординарная наука: кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ.
- Научная революция: формирование новой парадигмы.
БАЗОВЫЙ КОНТЕКСТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭПОХИ.
Эпистема (М.Фуко).
Эпистема есть обусловленное исторически культурно-когнитивное априори, совокупность правил и отношений в конкретных месте и времени, формирующих условия существования исторических форм культуры и знания[К 1. ( Автономова Н.С. Мишель Фуко и его книга «Слова и вещи» // Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — М.: A-cad, 1994. — С. 7-27. — ISBN 5-85962-021-7.)].
Эпистема как структура может быть представлена в качестве — оформившегося «проблемного поля», сложившейся совокупности тематических приоритетов социальной практики познания в которых выражается и конституируется достигнутые к данному историческому времени уровень «культурного знания»,
Проблемно-тематическое поле культуры образуется как следствие «дискурсов» различных научных дисциплин.
При всей разнородности этих «дискурсов», обусловленной специфическими задачами каждой научной дисциплины как особой формы познания, в своей совокупности они образуют более или менее единнное основание системы знаний — «эпистему»,
Эпистема реализует свое регулирующее влияние через речевую практике современников как строго определенный языковой код.
Метод эпистимального регулирования - свод предписаний и запретов: «В каждом обществе порождение дискурса одновременно контролируется, подвергается отбору, организуется и ограничивается определенным набором процедур» (Fouault:1971a, с. 216). Эта языковая норма бессознательно предопределяет языковое поведение, а, следовательно, и мышление отдельных индивидуумов.
Как справедливо отмечает И. Ильин, «в ней был изначально заложен момент принципиальной неясности, ибо она исключала вопрос, откуда исходят те предписания и тот диктат культурно-языковых норм, которые предопределяли специфику каждой конктретно-исторической эпистемы» [Ильин, 2001, с. 345].
Именно эта намеренная неясность происхождения предписаний, зловеще всепроникающий характер мистифицированной постмодерном эпистемы и стали источником ее универсальности и одновременно уязвимости.
Для Фуко, как и для Делеза, природа эпистемы была обусловлена фундаментальным принципом децентрации, множественности и локальным, ограниченным характером происхождения конкретных дискурсивных практик, тем, что эпистема с самого начала определялась не как традиционная система знаний и единый образ мышления, а как диффузное пространство отклонений и различий.
Это своеобразие эпистемы как понятия и определило его блестящее будущее в гуманитарных дисциплинах конца XX века, когда она стала использоваться повсеместно и в самых разных смыслах.
В XXI веке эпистема начинает выходить из области бессознатального и мисифицируемого и становится предметом социального рефлексивного осмысления.
Объясняющая и ориентирующая роль эпистемы реализуется через природу и контекст применяемых Моделей
Эпистема – может быть рассмотрена (теоретически)как предельная , цевилизационно-культурного уровня Модель.
Эры (От Рыбы к Водолею.). Эпохи От эпистемы к эпистеме.
Скачок перехода от одной модели у другой.
Непрерывность социальной практики. От исторической до индивидуальной.
СТАРАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ. ЭПИСТЕМА – МОДЕРНИСКАЯ .
Организация. Иерархия. Контроль ресурсов (денег, информации, власти)
Практики , основанная на Социально-экономической модели «капитализм» основанной на унифицированом и манипулятивном потреблении всего ради экономической эффективности деятельности.
Источник изменений Проблематизация старой «модернистской» эпистемы – социальные процессы информационное общество и развитие транспортных систем.
Обе породили логистические и информационные сети, а следом глобализация, которая возвела унификацию потребления в предел.
Она же породила своего могильщика – нарастающее разнообразия, которое войдя в противоречее с глобалиской унифицированностью, плородило противиречие и на поиске его разрешение а следом – рост социальной субъектности. Пассионарности. Мир пришел в движение.
Предметность проблематизации новой нормальности , ее фокус -Нарастание в социуме разнообразия и субъектности.
Новая нормальность – характеризуется переход к новой эпистеме , которая как и другие эпистемы, меняет социальный контекст через изменения отношения между языком, мышлением, знанием и «вещами».
- НОВАЯ ЭПИСТЕМА ЭПОХИ ГЛОБОЛОКАЛИЗАЦИИ
Отсюда –тренд в виде сменяющейся эпистемальных моделях
- Очевидно, что глобализационный процесс как последнее из проявлений логики модерности оказывает самое непосредственное воздействие не только на экономику, но и на субъектность современного человека, и соответственн- способствует формированию нового габитуса современного человека, изменение характера его социализации, и как следствие новых эпистемологических моделей, характерных именно для (пост)современной ситуации.
- Исследование процесса глобализации, смещается с экономики, политики и социологии на культурные, эпистемологические и далее онтологические и метафизические аспекты глобализации, порождаю смену научной парадигмы
- Важно то , что транскультурация как эпистема постфукодианская, потеряла качество неосознаваемости, а ее носители не могут избежать болезненного внимания к дезавуированным источникам и механизмам формирования доминирующих дискурсивных практик, и, главное, к необходимости самооценки и формирования альтернативных миромоделей, постулируемому ими как сверхзадача, которая отмечена саморефлексией и вполне осознает себя как эпистемеологическую.
- Здесь проявляется основная противоречивая дихотомия следствий глоболизации - это унификация и разнообразие. Первая – прямое следствие стремление к экономической эффективности - прибыли. Гораздо более интересна второе следствие - разнообразие, И то и другое действительно работает . на создание пластичных горизонтальных связей между различными локалами и группами людей по всему миру
- При этом – хотим мы или не хотим эпистема ставит нас в в положении невозможности жить или мыслить в ее обход, поскольку даже отрицая транскультурацию, мы вынуждены порой неосознаваемо апеллировать к ее системе координат, понятий и концептов, чего не наблюдалось еще несколько десятилетий назад
Эпистемальное ядро новой нормальности - транскультурация
Транскультурация принципиально связана с процессом идентичности и дополнительно несёт в себе идею последующего создания нового культурного явления (неокультуры).
Транскультурация это более чем переход от одной культуры к другой, она не состоит лишь в приобретении другой культуры (аккультурация) или потере и искоренении предыдущей (декультурации). Скорее, она объединяет эти понятия)[2].
В качестве примера «неудачной транскультурации» Фернандо Ортис ( автор термина 1947г.) приводит разрушительное воздействие испанского колониализма по отношению к коренному народу Кубы.
- Следует разграничить транскультурацию как социальный процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур, активизировавшийся в эпоху глобализации из-за развития коммуникационных технологий, усиления проницаемости между культурами и массовых миграций, то есть, транскультурацию как неоспоримую социальную реальность, и транскультурацию как новое видение мира (эпистемеологическую модель).
- Симптоматичным является перенос акцента с наиболее очевидного аспекта глобализации, связанного с унификацией культуры, на представляющие большие перспективы на будущее транскультурные тенденции, как результат диверсификации процессов культурного взаимодействия и воспроизводства в мировом масштабе.
- Понятия транскультурации, подразумевают одновременное включение не одной, а нескольких культурных точек отсчета, пересечение нескольких культур, курсирование между ними и особое состояние культурной потусторонности - не там и не здесь или и там, и здесь, в зависимости от индивидуального переживания этого состояния. (четвертый пальчик )
Транскультурация основывается на культурном полилоге, в котором, однако, не происходит полного синтеза, слияния, полного культурного перевода, где культуры встречаются, взаимодействуют, но не сливаются, сохраняя свое право на субъектную «непрозрачность». - Непрозрачности могут взаимодействовать, сосуществовать, сплетаться в разные узоры. Чтобы понять это явление, надо сосредоточиться на фактуре сплетения, а не на природе его компонентов» [ОИэзап, 1997].
- Транскультурация представляет собой особый тип пограничного мышления, Последнее особенно важно, так как позволяет интерпретировать транскультурацию через понятие двойного культурного перевода и вывести к осмыслению другого мышления или мышления границы как новой эпистемы.
- Транскультурация порождает и совершенно особую субъектность: транскультурная чувствительность выражается ярче всего в проблематике и метафорике миграций, промежуточности, транзитное™, точно определяющих экзистенциальную ситуацию субъекта этого мира — человека, лишенного корней, культурного мигранта, «Агасфера» постиндустриального мира,
При этом его изгнанничество и самоощущение нового жителя «космополиса» не стирают до конца чувствительности к определенному культурному пространству, через которое во многом продолжает происходить процесс самоидентификации, наполняя человеческую деятельность дополнительными психо-эмоциональными измерениями этнического, национального, социального или гендерного свойства. (АГИ – СФМ). Создается новый габитус. Субектность нового социальный актор.
- Как любая эпистема, транскультурация является новым способом языкового мышления, порождая новые отношения между языками и культурами, новое понимание перевода и новые субъектно-объектные и логические связи, нередко взрывающие прежнюю логику западной модерности изнутри. В этом смысле транскультурация сознательно конституирует себя в противовес предшествующей эпистеме
- Главным элементом, который подвергается переосмыслению в транскультурной эпистеме, остается трактовка разнообразия и различия, отношение к иному/другому и способы взаимодействия разных инаковостей.
- НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ – ИНСТИТУЦИИ ЭПОХИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. СЕТЬ.
Глоболокализация - породила социальную организацию - сеть.
Мануэля Кастельса «Информационная эра: экономика, общество и культура» [1996—1998], на этот раз к первой части трилогии— «Становление общества сетевых структур» (1996).
- Исследование зарождающихся социальных структур позволяет сделать следующее заключение: в условиях информационной эры историческая тенденция приводит к тому, что доминирующие функции и процессы все больше оказываются организованными по принципу сетей.
- Сетевая логика влечет за собой появление социальной детерминанты более высокого уровня, нежели конкретные интересы, находящие свое выражение путем формирования подобных сетей: власть структуры оказывается сильнее структуры власти.
- Принадлежность к той или иной сети или отсутствие таковой наряду с динамикой одних сетей по отношению к другим выступают в качестве важнейших источников власти и перемен в нашем обществе; таким образом, мы вправе охарактеризовать его как общество сетевых структур (network society), характерным признаком которого является доминирование социальной морфологии над социальным действием.
- Источником власти всегда являются элиты
Нетокра́тия (англ. netocracy) — предполагаемая форма управления обществом, в рамках которой основной ценностью являются не материальные предметы (деньги, недвижимость и так далее), а информация. Полноценный доступ к достоверной информации и манипуляции с ней обеспечивает власть над остальными участниками того или иного социума (общества, страны, государства).
Впервые новый правящий социальный класс был назван «нетократией» в книге Александра Барда и Яна Зодерквиста «Nätokraterna».
- Сетевая структура представляет собой комплекс взаимосвязанных узлов. <...> Конкретное содержание каждого узла зависит от характера той конкретной сетевой структуры, о которой идет речь.
- Характер же сетевой структуры определяется совпадающим/взаимодополняющим интересом участников, а также связанные с ними цели и задачи.
- Сети представляют собой открытые структуры, которые могут неограниченно расширяться путем включения новых узлов, если те способны к коммуникации в рамках данной сети, то есть используют аналогичные коммуникационные коды (например, ценности или производственные задачи).
- Включение в сетевые структуры или исключение из них, наряду с конфигурацией отношений между сетями, воплощаемых при помощи информационных технологий, определяет конфигурацию доминирующих процессов и функций в наших обществах.
- Сети оказываются институтами, проявившиеся как продукт развития целого ряда социальных областей:
- капиталистической экономики, основывающейся на инновациях, глобализации и децентрализованной концентрации;
- сферы труда с ее работниками и фирмами, основывающейся на гибкости и адаптируемости, индивидуализации
- сферы культуры, характеризуемой постоянным расчленением, воссоединением и синтезом ее элементов, порождение процесса транскультурации;
- сферы политики, ориентированной на мгновенное усвоение новых ценностей и общественных умонастроений, а также управления ими;
- социальной организации, преследующей своей задачей завоевание пространства и уничтожение времени.
Одновременно морфология сетей выступает в качестве источника далеко идущей перестройки отношений власти. Подсоединенные к сетям «рубильники» (например, когда речь идет о переходе под контроль финансовых структур той или иной империи средств информации, влияющей на политические процессы) выступают в качестве орудий осуществления власти.
Таким образом, можно говорить о том, что новые экономические формы строятся вокруг глобальных сетевых структур капитала, управления и информации, а осуществляемый через такие сети доступ к технологическим умениям и знаниям составляет в настоящее время основу производительности и конкурентоспособности.
Таким образом, финансовый капитал и промышленный капитал, связанный с высокими технологиями, оказываются во все большей взаимозависимости, пусть и сохраняя свою специфику в том, что касается формы деятельности каждой из отраслей
Сети сливаются друг с другом, образуя метасеть капитала, объединяющую капиталистические интересы на глобальном уровне, вне зависимости от сфер и участков деятельности; это не может не сопровождаться конфликтами, однако подчиняется одной и той же общей логике.
Труд же теряет свою коллективную самобытность, становится все более индивидуализированным с точки зрения возможностей работников, условий труда, заинтересованности в нем и перспектив на будущее.
Капитал стремится уйти в свое гиперпространство, где он имеет возможность беспрепятственного обращения, тогда как труд теряет свое коллективное лицо, растворяясь в бесчисленном множестве индивидуальных форм существования.
В условиях сетевого общества капитал скоординирован в глобальном масштабе, тогда как труд индивидуализирован.
Борьба между многообразными капиталистами и самыми различными рабочими классами перетекает в категорию более глубинного противоречия между голой логикой потоков капитала и культурными ценностями человеческого бытия.
Эта борьба проявляется в смене парадигмы развития.
Первичная глоболизация (дикая, дорвашегося до сетевых структур искания выгоды) сменяется вторичной, транскультурации.( взаимопроникающего смысло- пониманияпоиска справдливости )
Процессы преобразований, находящие свое выражение в идеальном типе сетевого общества, выходят за пределы сферы социальных и технических производственных отношений: они глубоко вторгаются в сферы культуры и власти.
Проявления культурного творчества абстрагируются от исторических и географических факторов.
Их обусловливают скорее сети электронных коммуникаций, взаимодействующие с аудиторией и в конечном счете формирующие оцифрованный, аудиовизуальный гипертекст.
Коммуникация в основном распространяется через диверсифицированную, всеобъемлющую систему средств информации, и поэтому политическая игра все чаще и чаще разыгрывается в этом виртуальном пространстве.
Таким образом, доминирующие социальные функции организуются в сетевые структуры в пространстве потоков, которое объединяет их по всему миру, одновременно разобщая второстепенные функции и самих людей в ином пространстве, состоящем из локалий, которые все больше и больше разделены и оторваны друг от друга.
М. Кастельс:«Речь идет о начале иного бытия, о приходе нового, информационного века, отмеченного самостоятельностью культуры по отношению к материальной основе нашего существования. Но вряд ли это может послужить поводом для большой радости, ибо, оказавшись в нашем мире наедине с самими собой, мы должны будем посмотреть на свое отражение в зеркале исторической реальности. То, что мы увидим, вряд ли нам понравится»
Остается поменяться.
- СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВАСТРОИТЕЛЬСТВА
- Для сетевой организацией характерна структура сети свободно связанных между собой равноправных и независимых участников.
- Основную морфологический закон сетевой организации можно определить как самоорганизующуюся полицентричную структуру, которая образуется с ориентацией на конкретные интересы, цели и задачи и меняется при возникновении каждой новой проблемной ситуации.
- Базой такой структуры являются постоянные, охватывающие всю систему коммуникационные, рефлексивные и переговорные, а также консенсуально-легитимационные процессы.
- Из-за ограниченности собственных ресурсов и для достижения общих целей принципиально независимые члены сети постоянно прибегают к коллективному саморегулированию (и в.ч. самоограничению).
- При этом могут вводиться иерархические и гетерархические структурные формы, но только на время и на базе консенсуса.
[Штюрм Йоханнес Рюэгг. Значение новых сетеобразных организационно-управленческих форм для динамизации предприятий / Штюрм Йоханнес Рюэгг, Янг Моника // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 6.
Задачи управления социальными сетевыми структурами. См. кейз «Восточный Вектор»
- Порождение сетевых структур
- Функционирование
- Изменение
- Свертывание
Свойства социальной сетевой структуры как объекта управления
- Элементы и связи между ними.
- Плоская топология, многослойная топология
- Открытость, отсутствие границ.
- Интерес и намерения, а не нормативность
- Общение, а не Коммуникации
- Соглашения, а не договора.
- Самоорганизация, а не организация
- Идеология, а не целеполагание
- Миф, а не знание
- Сотрудничество, а не исполнительство
- Совместное использование ресурсов в сочетании с конкуренцией
- Двойной, транскультуральная потустороннесть. Пограничность мышления участника сети
Предмет консультирования сетей №1– субъектность.
Задачи возгонки субъектности:
- Отбор первично-субъектных людей. Буйные.
- Формирование инциативы в проектную инициативу.
- Формирование проекта на базе ПИ.
- Вписывание П в институциональное окружение
- Формирование институциональной поддержки
Предмет консультирования сетей №2. - Развертывание инфравтруктуры управления субъектностью.
Сетевые институции
- Субсеть лидеров
- Субсеть Орг-методистов
- Субсеть ОГС.