Рефлексия эмоциональных реакций управленца как дополнительный инструмент анализа ситуации

Автор: А.А.Аверьянова, М.С.Вдовина, И.С.Комарова
Просмотров: 344

тезисы доклада на 36-й Самарской областной
студенческой научной конференции
21 апреля 2010 г.[1]

Научный руководитель – к.т.н. доцент В.М.Цлаф.
Научный консультант – к.п.н. А.В.Макаров А.В.
Самарский государственный университет

tabl
В процессе управления организацией руководителю необходимо большое количество различной информации. Руководитель должен как можно эффективней её использовать.

Обычно информация поступает к управленцу в знаковой форме (тексты, таблицы и т.п.). Управленческая информация должна отвечать четырем требованиям: полнота, оперативность, достоверность и отсутствие избыточности. На практике эти требования трудновыполнимы. Однако сразу после поступления информации к руководителю у него возникает эмоциональная реакция. Информация, которую можно получить из эмоциональных реакций, практически не используется. Но по этому каналу информация идет целостная, синтетическая, она может быть использована как очень полезное дополнение к традиционному тексту или таблицам.

Данная работа представляет собой начальный этап разработки методики использования эмоциональных реакций для анализа управленческих ситуаций.

Образованию эмоций предшествуют источники эмоциональных реакций – те внешние и внутренние раздражители, переживания и ожидания, которые вкупе формируют цельную эмоцию. В эти источники входят:

  • Понимание смысла сообщения. Например, если вы понимаете, что информация негативна, то на это уже формируется соответствующая эмоциональная реакция.
  • Априорные ожидания – то, что мы ожидаем до получения информации.
  • Понимание невербальной составляющей коммуникации, необходимое при общении с другими людьми.
  • Настроение – временное психологическое состояние, формирующее отношение к действительности в данный момент.
  • Интуиция – наш внутренний голос, "шестое чувство".

Эмоциональная реакция стимулирует руководителя к анализу поступившей информации, независимо от того, в каком виде она к нему поступила. Он должен понять, что стоит за этими цифрами, текстами, должен понять, что он может сделать по отношению к ситуации и как может использовать полученную информацию. Понимание ситуации осуществляется посредством когнитивной рефлексии.

Итак, информация поступила, на нее возникла эмоциональная реакция, управленец проанализировал ситуацию и сделал некий вывод, который послужит впоследствии для него руководством к действию. Это то, как происходит обычно.

Мы предлагаем включить в эту цепь дополнительное звено, которое и является темой нашей работы. Чтобы использовать эти эмоции для анализа ситуации, нужно перевести их в сферу "ratio", и тогда можно использовать для дополнения или корректировки информации, получаемой в знаковой форме. Это – рефлексия эмоциональной реакции.

При поступлении информации у руководителя возникают различные эмоциональные реакции на нее, это могут быть комфорт, тревога, спокойствие, сомнение, подтверждаемые информацией и пр.

Рефлексируя и, тем самым, осмысливая эти эмоциональные реакции, управленец, получив дополнительную информацию, корректирует первоначальную картину проблемы, переосмысливает ее. Наконец, получает новый вывод по ситуации, более полный, достоверный и свежий, позволяющий более эффективно и быстро разрешить ситуацию.

Как правило, управленец попадает в проблемные ситуации. Именно они требуют выработки новых норм, правил, средств и методов, а в конечном итоге создание инновации.

Именно из-за наличия и, более того, изобилия проблемных ситуаций, необходимы новые эффективные методы, помогающие разрешить ее. С нашей точки зрения, одним из таких эффективных методов и является рефлексия эмоциональных реакций.


[1] Материалы XXXVI Самарской областной студенческой научной конференции. Часть II. Гуманитарные науки. 13-23 апреля 2010 года. Ответственный редактор - Ю.Л.Тарасов. Самара - 2010. – (184 с.) с. 162 - 163.