Креативные структуры

Автор: Реут Д.В.
Просмотров: 3261

В октябре прошлого года на I Международном симпозиуме "Рефлексивное управление" автор настоящего доклада обратился к В.А. Лефевру с вопросом о его пожеланиях к темам будущих исследований в рамках созданной им научной школы. Мэтр указал на медитацию в смысле восточных практик, как "главную и наиболее интересную форму рефлексии" и на "поворот от поведения к внутреннему" [1]. Размышления в указанном направлении [2-4] привели к следующим предварительным результатам.

В основополагающей монографии В.А.Лефевра [5] введено понятие рефлексивных структур, наделенных механизмом эффективного конкурирования (конфликтования) и/или сотрудничества. Эти механизмы связаны со способностью строить схемы плацдарма действий, "схемы" персонажей, действующих на этом плацдарме, а также своих (или совместных) действий.

Может быть предложено естественное расширение этого класса - креативные структуры - обладающее кроме названных свойств, способностью создавать новые "правила игры", т.е. строить новые модели (картины) внешнего мира, а также своего собственного внутреннего мира и организовывать собственные и коллективные действия в соответствии с ними. Общим для них является свойство креативности - порождения нового[1]. Критерий новизны субъективен, он остается целиком "на совести" порождающей новизну личности и взаимодействующей с ней человеческой общности.

Связь акта креативности с актом рефлексии[2] прослеживается не всегда. С другой стороны, успешная рефлексия может включать креативную фазу - следующую за затруднением в реализации нормы. Затруднение может быть преодолено как выбором варианта ответа их числа имеющихся, так и созданием нового варианта ответа. Это последнее и есть креативный акт. Креативная фаза рефлексии порождает некоторый новый план [3], который затем может быть принят к реализации. Выразительными средствами плана может служить пространственная картина в какой-либо действительности и/или временна'я (логическая) последовательность действий (например, технологическая карта, сценарий, план-карта научного исследования [6]).

Пространством, где разворачиваются названные процессы, является интегральный мир, объединяющий внешний и внутренний мир человека [7].

Окружающая нас реальность является миром структур не только рефлексивных, но и креативных. В связи с этим требует решения ряд проблем, выливающийся в программу исследований:

  1. В каких языках, контекстах, каким научным аппаратом [3] можно исследовать креативность? Существенную роль здесь, видимо, будут играть понятия планшета, карты, плана [3].
  2. В чем состоит различие познавательной установки (ПУ) и креативной установки (КУ) в современной неклассической теории познания [8]? То, что различие существует, свидетельствует, например, пословица: "новых путей не стоит искать, их надо прокладывать".
  3. Можно ли влиять на акт креативности, то есть, возможен ли креативизм [4] как инженерный подход к креативности?
  4. Управление креативной фазой рефлексии предстает как логический парадокс выворачивания времени. Если рефлексивное управление включает управление рефлексией управляемого субъекта, а рефлексия включает креативный акт (содержащий опасность новизны для управляющей стороны), то как возможно рефлексивное управление в этом креативном мире? Не означает ли оно подмену креативного акта неким псевдо-креативным актом либо подмену процедуры управления процедурой отбора в условиях наличной интеллектуальной избыточности? Креативность управляемого субъекта уменьшает предсказуемость его поведения. Тогда результат рефлексивного управления неоднозначен, носит вероятностный характер. Начиная с некоторой величины креативного потенциала управляемого субъекта рефлексивное управление вообще становится невозможным. Для управляющей стороны остается выбор между отказом от управления, нанесением управляемому субъекту неприемлемого ущерба и подавлением его креативности (избавлением его от креативной аддикции). Чем менее креативен субъект, тем более применима к нему парадигма рефлексивного управления.
  5. То же относится к управляемому развитию. Гипотеза: степень управляемости и возможность развития состоят в отношении обратной пропорциональности. Развитие является догоняющим в той степени, в какой оно является управляемым.
  6. Каковы роль и механизмы идеологии в управлении креативностью? Музеи содержат множество высоких образцов идеологизированного искусства.
  7. В каком отношении с креативностью и креативизмом находится институционализация?
  8. Возможен ли коллективный креативный субъект [9]? Возможны ли креативные институты?
  9. Что кроме инерции сознания может удерживать направленность креативных процессов на внешнюю либо внутреннюю области интегрального мира субъекта?
  10. В каком смысле, в каких рамках, в каких пределах возможно сохранение идентичности креативного субъекта? Ведь при рефлексии, включающей креативный акт, могут меняться не только средства деятельности, но и цели, ценности, представление личности о себе и о мире, мотивация. Иными словами, неизбежен когнитивный параллакс [4].
  11. Какова роль креативности в порождении и существовании мифа [7]?
  12. Каково соотношение креативизма и состязательных форм существования (жизненного успеха, самоактуализации [10])?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Реут Д.В. Прямая речь рефлексии. Кентавр, 2001, № 25, с.64-67
  2. Реут Д.В. Взаимная дополнительность Востока и Запада относительно транскультурного инварианта Мысль-Слово-Дело. Диалог и взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век. Материалы к IV международной Кондратьевской конференции. Москва, 15-16 мая 2001 г. М.: МФК, 2001, с. 267-272 http://www.creon.ru/sections/ideology/2031.asp
  3. Реут Д.В. Креативизм в ряду подходов к решению сверхмассовой проблемы самоактуализации. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2001). Труды 1-й международной конференции. Москва, 11-12 октября 2001 г. т.3. М.: Институт проблем управления РАН, с. 131-139
  4. Реут Д.В. Дискурс креативизма и когнитивный параллакс. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2001). Труды 1-й международной конференции. Москва, 11-12 октября 2001 г. т.3. М.: Институт проблем управления РАН, с. 124-130
  5. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М.: Советское радио, 1973
  6. Генисаретский О.И., Щедровицкий Г.П. Методологическая картина дизайна. http://www2.metod.ru/schoolp3-1/html
  7. Реут Д.В. Системно-антропологическая реконструкция мифа. В кн. Методологический фронтир 90-х. V чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого. М.: Путь, 2000, с. 89-125, http://www.socio.ru/public/reut/Mif.doc, http://www.creon.ru/sections/ideology/2011.asp
  8. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. СПб: изд-во РХГИ, 1999
  9. Реут Д.В. Сетевой креативный холдинг http://www.creon.ru. Презентация проекта. Кентавр, 2001, № 26, с.65
  10. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб: Евразия, 1997

[1] Нового - относительно когнитивного горизонта порождающей личности. В этом смысле изобретение "деревянного велосипеда" является полноценным креативным актом.

[2] Имеется в виду спонтанное художественное творчество.



Опубликовано: Рефлексивные процессы и управление. Тезисы третьего международного симпозиума. 8-10 октября 2001, М: Институт психологии РАН, с. 161-163/