Креативные структуры
В октябре прошлого года на I Международном симпозиуме "Рефлексивное управление" автор настоящего доклада обратился к В.А. Лефевру с вопросом о его пожеланиях к темам будущих исследований в рамках созданной им научной школы. Мэтр указал на медитацию в смысле восточных практик, как "главную и наиболее интересную форму рефлексии" и на "поворот от поведения к внутреннему" [1]. Размышления в указанном направлении [2-4] привели к следующим предварительным результатам.
В основополагающей монографии В.А.Лефевра [5] введено понятие рефлексивных структур, наделенных механизмом эффективного конкурирования (конфликтования) и/или сотрудничества. Эти механизмы связаны со способностью строить схемы плацдарма действий, "схемы" персонажей, действующих на этом плацдарме, а также своих (или совместных) действий.
Может быть предложено естественное расширение этого класса - креативные структуры - обладающее кроме названных свойств, способностью создавать новые "правила игры", т.е. строить новые модели (картины) внешнего мира, а также своего собственного внутреннего мира и организовывать собственные и коллективные действия в соответствии с ними. Общим для них является свойство креативности - порождения нового[1]. Критерий новизны субъективен, он остается целиком "на совести" порождающей новизну личности и взаимодействующей с ней человеческой общности.
Связь акта креативности с актом рефлексии[2] прослеживается не всегда. С другой стороны, успешная рефлексия может включать креативную фазу - следующую за затруднением в реализации нормы. Затруднение может быть преодолено как выбором варианта ответа их числа имеющихся, так и созданием нового варианта ответа. Это последнее и есть креативный акт. Креативная фаза рефлексии порождает некоторый новый план [3], который затем может быть принят к реализации. Выразительными средствами плана может служить пространственная картина в какой-либо действительности и/или временна'я (логическая) последовательность действий (например, технологическая карта, сценарий, план-карта научного исследования [6]).
Пространством, где разворачиваются названные процессы, является интегральный мир, объединяющий внешний и внутренний мир человека [7].
Окружающая нас реальность является миром структур не только рефлексивных, но и креативных. В связи с этим требует решения ряд проблем, выливающийся в программу исследований:
-
В каких языках, контекстах, каким научным аппаратом [3] можно исследовать креативность? Существенную роль здесь, видимо, будут играть понятия планшета, карты, плана [3].
В чем состоит различие
познавательной установки (ПУ) и креативной установки (КУ) в современной
неклассической теории познания [8]? То, что различие существует,
свидетельствует, например, пословица: "новых путей не стоит искать,
их надо прокладывать".
Можно ли влиять на акт креативности, то есть, возможен ли креативизм [4] как инженерный подход к креативности?
Управление креативной фазой рефлексии предстает как логический парадокс выворачивания времени. Если
рефлексивное управление включает управление рефлексией управляемого субъекта, а
рефлексия включает креативный акт (содержащий опасность новизны
для управляющей стороны), то как возможно рефлексивное управление в этом
креативном мире? Не означает ли оно подмену креативного акта неким псевдо-креативным
актом либо подмену процедуры управления процедурой отбора в условиях наличной
интеллектуальной избыточности? Креативность управляемого субъекта уменьшает
предсказуемость его поведения. Тогда результат рефлексивного управления неоднозначен,
носит вероятностный характер. Начиная с некоторой величины креативного
потенциала управляемого субъекта рефлексивное управление вообще становится
невозможным. Для управляющей стороны остается выбор между отказом от
управления, нанесением управляемому субъекту неприемлемого ущерба и подавлением
его креативности (избавлением его от креативной аддикции). Чем менее креативен
субъект, тем более применима к нему парадигма рефлексивного управления.
То же относится к управляемому развитию. Гипотеза: степень управляемости и возможность развития состоят
в отношении обратной пропорциональности. Развитие является догоняющим в той степени, в какой оно является управляемым.
Каковы роль и механизмы идеологии в управлении креативностью? Музеи содержат множество высоких образцов идеологизированного искусства.
В каком отношении с креативностью и креативизмом находится институционализация?
Возможен ли коллективный креативный субъект [9]? Возможны ли креативные институты?
Что кроме инерции сознания может удерживать направленность креативных процессов на внешнюю либо внутреннюю области интегрального мира субъекта?
В каком смысле, в каких рамках, в
каких пределах возможно сохранение идентичности креативного субъекта? Ведь при
рефлексии, включающей креативный акт, могут меняться не только средства
деятельности, но и цели, ценности, представление личности о себе и о мире,
мотивация. Иными словами, неизбежен когнитивный параллакс [4].
Какова роль креативности в порождении и существовании мифа [7]?
Каково соотношение креативизма и состязательных форм существования (жизненного успеха, самоактуализации [10])?
ЛИТЕРАТУРА
-
Реут Д.В. Прямая речь рефлексии. Кентавр, 2001, № 25, с.64-67
Реут Д.В. Взаимная дополнительность Востока и Запада относительно
транскультурного инварианта Мысль-Слово-Дело. Диалог и взаимодействие
цивилизаций Востока и Запада: альтернативы на XXI век.
Материалы к IV международной Кондратьевской
конференции. Москва, 15-16 мая 2001 г. М.: МФК, 2001, с. 267-272 http://www.creon.ru/sections/ideology/2031.asp
Реут Д.В. Креативизм в ряду подходов к решению сверхмассовой проблемы самоактуализации. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2001). Труды 1-й международной конференции. Москва, 11-12 октября 2001 г. т.3. М.: Институт проблем управления РАН, с. 131-139
Реут Д.В. Дискурс креативизма и когнитивный параллакс. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC'2001). Труды 1-й международной конференции. Москва, 11-12 октября 2001 г. т.3. М.: Институт проблем управления РАН, с. 124-130
Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М.: Советское радио, 1973
Генисаретский О.И., Щедровицкий Г.П. Методологическая картина дизайна. http://www2.metod.ru/schoolp3-1/html
Реут Д.В. Системно-антропологическая реконструкция мифа. В кн.
Методологический фронтир 90-х. V чтения памяти Георгия
Петровича Щедровицкого. М.: Путь, 2000, с. 89-125, http://www.socio.ru/public/reut/Mif.doc, http://www.creon.ru/sections/ideology/2011.asp
Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. СПб: изд-во РХГИ, 1999
Реут Д.В. Сетевой креативный холдинг http://www.creon.ru. Презентация проекта. Кентавр, 2001, № 26, с.65
Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб: Евразия, 1997
[1] Нового - относительно когнитивного горизонта порождающей личности. В этом смысле изобретение "деревянного велосипеда" является полноценным креативным актом.
[2] Имеется в виду спонтанное художественное творчество.
Опубликовано: Рефлексивные процессы и управление. Тезисы третьего международного симпозиума. 8-10 октября 2001, М: Институт психологии РАН, с. 161-163/