Модернизация образования в "знаниевом" обществе: эффективность и оценка (постнеклассический подход)

Автор: Сорокина Н.Д.
Просмотров: 9142

В настоящее время реформирование российского образования как социального института актуализировалось в качестве проблемы модернизации образования. В 2002 году Министерством образования России была предложена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, которая развивает основные принципы образовательной политики, определенные в свою очередь законами Российской Федерации, касающиеся образования и раскрытые в Национальной доктрине образования до 2025 года, а также в Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.

Необходимость модернизации образования определяется следующими факторами:

1) ролью образования в развитии российского общества;

2) соответствием российского образования тенденциям мирового развития;

3) новыми социальными требованиями к системе российского образования.

Что касается первого фактора, значение образования заключается в формировании нового качества экономики и общества. Модернизация образования направлена на соответствие образования потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях. Таким образом, формируется глобальное инновационное общество посредством трех элементов (так называемый треугольник знаний).



исследование

образование      инновации

Необходимость модернизации образования обусловливается также задачей преодоления отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Каковы же эти тенденции? В качестве таковых можно назвать следующие:

· ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

· переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

· возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

· динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

· возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения.

Исходя из этих тенденций, предъявляются новые социальные требования к системе российского образования. Каковы же они?

1) Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

2) Обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя и возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие такими качествами, как мобильность, динамичность, конструктивность, развитым чувством ответственности за судьбу страны.

3) Потенциал образования должен быть использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

4) Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданскоправовой, профессиональной и бытовой культурой.

5) Школа должна проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности.

6) Нужно обеспечить равный доступ молодежи к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей.

7) Важной задачей является также формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

Таким образом, перед системой образования, а также перед конкретными образовательными учреждениями поставлены многогранные задачи: от консолидации общества до защиты его социально незащищенных слоев. Эти задачи, по сути, являются критериями социальной эффективности образования. Впрочем, в постановке таких задач нет ничего нового. Так, можно вспомнить тот факт, когда в советское время решение проблем образования усматривалось, прежде всего, в его широкой доступности, придании ему массового характера, само же образование должно было выступать в качестве средства достижения социальной однородности общества как цели коммунизма [1].

Как известно, в советский период в основном была решена задача широкой доступности образования и придании ему массового характера. Но уже в первые годы перестройки началась реорганизация образования в соответствии с новыми политическими задачами государства. В соответствии с новым законодательством система образования начала терять свою прежнюю доступность и массовость и в связи с отменой обязательного среднего образования, и с появлением большого числа элитарных учебных заведений [2] .

Поскольку государство, как указано в Концепции модернизации во многом ушло из образования, последнее вынуждено было заниматься самовыражением, абстрагируясь в значительной мере от реальных потребностей страны. Поэтому государство решило возобновить контроль над образованием, поскольку оно в современных условиях “не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности”. Что же в таком случае не устраивает в современном образовании?

1) Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования, которое не обеспечивает выпускникам средней школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования в XXI веке: математики и информатики, русского и иностранного языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права).

2) Профессиональное образование еще не способно в должной мере решить проблему “кадрового голода”, обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников.

3) Многие выпускники не могут найти себе работу после окончания вуза или другого профессионального образовательного учреждения, определиться в современной экономической жизни.

4) Вышеперечисленные недостатки образования в условиях экономического расслоения общества усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

Все это, по мнению авторов Концепции, обусловливает необходимость модернизации образования. Для ее осуществления предлагаются различные меры государственной поддержки. Каковы же эти меры, конкретно не указывается, упоминается только об обеспечении опережающего роста затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования. Предусматривается также создание механизма инвестиционной привлекательности образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании. Планируется усилить роль органов государственной власти и управления образованием.

Модернизация образования преследует цель – создание механизма устойчивого развития системы образования для решения главной задачи российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом констатируется, что интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми и интересами самой системы образования.

Таким образом, несовпадение этих интересов может послужить основой для возникновения конфликтных ситуаций, что впрочем, наблюдается и сейчас. В частности, обсуждение Концепции модернизации показало, что много споров возникает вокруг идеи введения ЕГЭ, что может привести к снижению качества образования. Усиление платности обучения также является дискуссионным моментом, поскольку тем самым уменьшается доступность к получению образования, особенно качественного. Конфликт на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова обнажил кризисное состояние как социологии, так и социологического образования в России. Впрочем, не немногим лучше обстоит дело и с преподаванием других социальных и гуманитарных дисциплин. В качестве примера можно привести учебники по истории. Так, в некоторых из них развенчивается режим Сталина, в других, напротив, показывается его роль в качестве великого государственного деятеля. Короче, наблюдается плюрализм мнений, что, казалось бы, можно считать показателем демократизма и самого российского общества и самой системы образования.

На самом деле, если мы говорим о качестве образования, нужно определиться с его критериями. Одним из критериев является содержание преподаваемой дисциплины, образовательной программы. И в этом отношении роль государственных органов в соответствии с существующим законодательством минимальна. Эти органы, правда, утверждают госстандарты, но конкретное наполнение дисциплины зависит от вуза и от самого преподавателя. Поскольку в оценке качества образования все большую роль играют сами потребители образовательных услуг и работодатели, именно они могут оказывать существенное влияние на содержание преподаваемых дисциплин. В этом влиянии сказывается роль рынка, экономической конъюнктуры. Например, мы сейчас наблюдаем противостояние между сторонниками сохранения фундаментальности обучения и теми, кто ратует за более прагматический подход. Принятый недавно Закон о переходе на многоуровневую систему обучения – свидетельство того, что Россия начинает делать практические шаги на пути все большего вхождения в единое европейское образовательное пространство в соответствии с Болонской декларацией. Болонский процесс в этом смысле подстегнет российскую систему образования все больше модернизироваться в направлении усиления прагматизации обучения. Это приведет к еще большему противостоянию вокруг проблемы качества образования.

Социологический подход к изучению качества образования предполагает исследование взаимодействия образования как социального института с другими социальными институтами общества, поскольку качество не раз и навсегда заданный эталон, а результат согласования интересов всех субъектов, прямо или косвенно включенных в образовательную сферу. Степень согласованности данных интересов как раз и представляет собой уровневую характеристику качества образования [3] .

Следовательно, параметры качества образования задаются посредством включения в содержание и организацию обучения потребностей и интересов как непосредственных участников образовательного процесса, так и других заинтересованных сторон: работодателей, родителей учащихся и т.д. Обычно социологический анализ проблемы качества образования на этом и заканчивается. Но в информационном, «знаниевом» обществе образование будет являться скорее самоценностью, а не средством достижения, например, жизненного успеха, что сегодня является ведущим мотивом для российских студентов поступления в вуз, неким страхующим средством от возможных жизненных неудач. Наступающая интернет – эпоха меняет организационную структуру, способствуя переходу от общества, устроенного по принципу социальной пирамиды к сетевому обществу.

Интернет-эпоха требует не только наличие глобальной сети, все большего внедрения дистанционных форм обучения, но и высокой квалификации обученных людей. Появляется понятие knowledge worker: отвечает за себя, отвечает за занятость и обучение, отвечает за комплект знаний и навыков. Именно ответственность субъекта за результаты и обучения, и деятельности в широком смысле становится отличительным признаком «знаниевого» общества.

С этой точки зрения постнеклассический подход к модернизации образования, одной из главных задач которой является повышение качества обучения, состоит в поиске ценностных оснований деятельности в сфере образования. В сегодняшнем обществе отсутствует механизм согласования интересов субъектов образовательной деятельности. Все зависит от соотношения сил: «прав» тот, у кого больше административных, политических, символических и других ресурсов. Но, как утверждал еще Ф. Бэкон: знание – сила. Сила не в том смысле, что обладатель званий, всевозможных регалий и т.п. имеет больше власти. А в том, что знание дает возможность его обладателю устроить и свою жизнь, и жизнь общества наилучшим образом, неся ответственность за каждый шаг своей деятельности. Образование в этом отношении является необходимой, сущностной характеристикой человека, поскольку необразованный человек становится попросту социально опасным.

[1] Сорокина Н.Д. Указ. соч. С. 29.

[2] Там же. С. 70.

[3] Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учебное пособие. М., 2005. С. 342.


http://maloizvestnye-mfo.ru/